Классификация моторных масел

Классификация вязкости SAE Вязкость моторных масел обозначается по классификации SAE (Society of Automotive Engineers - Общество автомобильных инженеров, США). Требования к физическим свойствам этих вязкостных классов описаны в стандарте SAE J300. В соответствии с этим стандартом моторные масла делятся на 12 классов от 0W до 60.

Буква W перед цифрой означает, что масло приспособлено к работе при низкой температуре (Winter - зима). Для этих масел кроме минимальной вязкости при 100°C дополнительно дается температурный предел прокачиваемости масла в холодных условиях. Предельная температура прокачиваемости означает минимальную температуру, при которой насос двигателя в состоянии подавать масло в систему смазки. Это значение температуры можно рассматривать как минимальную температуру, при которой возможен безопасный пуск двигателя. Для каждого класса по SAE дается максимальная вязкость при номинальной температуре (см. таблицу). Значение вязкости определяется тестом CCS на имитаторе холодного картера.

Аббревиатура HTHS расшифровывается как High Temperature High Shear Rate, т.е. “высокая температура - высокая прочность на сдвиг”. С помощью данного испытания измеряется стабильность вязкостной характеристики масла в экстремальных условиях, при очень высокой температуре.

Большинство присутствующих сегодня на рынке моторных масел являются всесезонными, т. е. удовлетворяют требованиям по вязкости как при низких, так и при высоких температурах.

Степени вязкости моторных масел SAE J300 DEC99 (1)

Класс по SAE

Вязкость низкотемпературная Вязкость высокотемпературная
Проворачивание Прокачиваемость Вязкость, мм2/с при t = 100 °C Min вязкость, мПа·с при t = 150 °C и скорости сдвига 106 с-1
Max вязкость, мПа·с, при температуре, °С Min Max
0 W 6200 при - 35 °С 60000 при - 40 °C 3,8 - -
5 W 6600 при - 30 °С 60000 при - 35 °С 3,8 - -
10 W 7000 при - 25 °С 60000 при - 30 °С 4,1 - -
15 W 7000 при - 20 °С 60000 при - 25 °С 5,6 - -
20 W 9500 при - 15 °С 60000 при - 20 °С 5,6 - -
25 W 13000 при - 10 °С 60000 при - 15 °С 9,3 - -
20 - - 5,6 < 9,3 2,6
30 - - 9,3 < 12,6 2,9
40 - - 12,6 < 16,3 2,9 (0W-40; 5w-40;10w-40)
40 - - 12,6 < 16,3 3,7 (15W-40; 20W-40; 25W-40)
50 - - 16,3 < 21,9 3,7
60 -

-

21,9

26,1

3,7

Классификация API Классификация моторных масел API разработана API (American Petroleum Institute) совместно с ASTM (American Society for Testing and Materials) и SAE (Society of Automobile Engineers). Она устанавливает пределы различных параметров (таких как чистота поршня, закоксовывание поршневых колец и пр.) с помощью различных испытательных двигателей. Классификация API подразделяет моторные масла на две категории: S для бензиновых двигателей - SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM и SN; C для дизельных двигателей - CC, CD, CE, CF, CG, CH, CI и CJ. Маркировка складывается из двух букв. Первая обозначает категорию масла, вторая - уровень эксплуатационных свойств.

Моторные масла для бензиновых двигателей SE: Класс масел для бензиновых двигателей 1972-1980 гг. SF: Моющие и противоизносные свойства масел этого класса выше, чем масел класса SE. Этот класс соответствует требованиям для двигателей 1981-1988 гг. выпуска. SG: Масла данного класса характеризуются повышенными моющими и противоизносными свойствами, продлевают срок службы двигателя. Соответствуют требованиям большинства производителей двигателей начиная с 1989 года. SH: Класс введен в 1993 году. Этот класс устанавливает те же показатели, что и SG, но методика проведения испытаний более требовательная. SJ: Этот класс появился в 1996 году. Разработан в соответствии с более жесткими требованиями к вредным выбросам в атмосферу. SL: Класс масел, введенный в 2001 году. Он принимает во внимание три основных требования: повышение топливной экономичности, повышенные требования к защите компонентов, снижающих вредные выбросы и увеличение продолжительности работы масла. Ужесточены, по сравнению с уровнем SJ, требования к проведению испытаний. SM: Введен в 2004 г. Моторные масла категории API SM предназначены для бензиновых двигателей и по сравнению с продуктами класса SL обладают повышенной стойкостью к окислению, лучшей защитой от отложений и износа, оптимизированными низкотемпературными свойствами, увеличенным интервалом замены и сохраняют стабильность вышеперечисленных характеристик на протяжении более длительного срока эксплуатации. SN: Введен 1 октября 2010 г. Предназначен для масел, эксплуатируемых в самых современных бензиновых двигателях пассажирских и спортивных автомобилей и небольших фургонов. Масла этой категории обладают улучшенными антиокислительными и моющими свойствами, обеспечивают высокую защиту от износа и коррозии. Усилены высокотемпературные свойства для эксплуатации в двигателях с турбонаддувом. Могут использоваться там, где рекомендуется применение масел категории SM и SL. Некоторые масла из этой категории могут соответствовать спецификации ILSAC GF-5 и квалифицироваться как энергосберегающие.

CC: Моторные масла для дизельных двигателей с турбонаддувом и без него, работающих при умеренных нагрузках.

CD: Класс масел для скоростных дизельных двигателей с турбонаддувом и высокой удельной мощностью, работающих на больших скоростях и при высоких давлениях и требующих повышенных противоизносных свойств и предотвращения образования нагара.

фоссер

CE: Класс масел для форсированных дизелей с сильным турбонаддувом, работающих при исключительно высоких нагрузках.

CF: Класс масел для дизельных двигателей с предкамерой, используемых на легковых автомобилях.

CF-4: Улучшенный класс масел, заменяющий класс CE.

CF-2: Этот класс масел в основном совпадает с предыдущим классом CF-4, но масла данного класса предназначены для двухтактных дизельных двигателей.

CG-4: Класс масел, предназначенных для американских дизельных двигателей большой мощности.

CH-4: Класс масел для дизельных двигателей тяжелого транспорта, соответствующий стандарту по вредным выбросам, установленному в 1998 году. Этот класс рассчитан на применение топлива с низким содержанием серы.

СI-4: Новый класс масел для дизелей, эксплуатируемых в тяжелых условиях в высокооборотных четырехтактных дизельных моторах, соответствующих нормам 2004 г. по токсичности выбросов. По эксплуатационным характеристикам превосходит масла API CH-4, CG-4 и CF-4.

СJ-4: Разработан для тяжелонагруженных двигателей, лицензирован с октября 2006. Отвечает ключевым требованиям по нормам выбросов NOx (оксида азота) и твердых частиц для двигателей с 2007 года выпуска. На масла CJ-4 вводятся лимиты по некоторым показателям: зольность меньше чем 1,0 %, сера 0,4%, фосфор 0,12%

Классификация ACEA Европейская классификация эксплуатационных свойств ACEA предъявляет к маслам более высокие требования по сравнению с классификацией API. ACEA приближена к автомобильному парку и условиям эксплуатации, характерным для Европейской зоны. Классификация разделяет масла на три категории: А - бензиновые двигатели (А1, А2, A3 и A5); В - дизельные двигатели малой мощности, устанавливаемые на легковые и грузовые автомобили малой мощности (В1, В2, ВЗ, В4 и B5); С - масла, совместимые с каталитическими нейтрализаторами отработавших газов (С1, С2, С3 и С4); Е - дизельные двигатели для тяжелого транспорта (Е1, Е2, ЕЗ, Е4, Е5, Е6 и Е7). Цифра после буквы обозначает уровень требований. Чем больше номер, тем выше требования. Исключениями являются уровни А1 и В1, которые относятся к маслам с малой вязкостью, т. е. “топливосберегающим”. Класс В4 в основном совпадает с классом В2, но дополнен испытаниями на двигателях с непосредственным впрыском топлива.

fosseroil

Система классификации ILSAC Американская ассоциация производителей автомобилей ААМА и Японская ассоциация производителей автомобилей JAMA совместно создали Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee). От имени этого комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4. Категория ILSAC GF-1 (устарела) полностью соответствовала требованиям качества категории API SH, имела вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX, где XX = 30, 40, 50, 60. Категория ILSAC GF-2 принята в 1996 году, она соответствует требованиям
качества по категории API SJ, имеет вязкости дополнительно к GF-1:  SAE 0W-20, 5W-20. Категория ILSAC GF-3 введена в действие в 2001 г., соответствует категории API SL (PS 06). Новые классы GF-3 и API SL отличаются от предыдущих GF-2 и API SJ существенно лучшими антиокислительными и противоизносными свойствами, а также меньшей испаряемостью. Требования к обоим классам во многом совпадают, но GF-3 обязательно является энергосберегающим. Новая категория ILSAC GF-4 введена в действие с середины 2004 г. и соответствует категории API SМ, которая имеет значительные преимущества по сравнению с маслами GF-3 по таким параметрам, как окисляемость, образование отложений, износ двигателя, что подразумевает более надежную защиту двигателя и увеличение его ресурса. Улучшенные показатели испаряемости позволяют снизить расход масла на угар и повысить чистоту выхлопов.