Как часто нужно менять масло
Моторное и трансмиссионное масло – важнейшие технические жидкости автомобиля. Многие водители забывают, что эти жидкости нужно регулярно менять. Давайте же разберемся в том, как часто нужно менять моторное масло и масло в коробке передач.
Для чего нужны смазочные масла в автомобиле
Периодическая замена технических жидкостей – основа эксплуатации автомобиля. Пренебрежение не только может привести к серьезным поломкам, но в некоторых случаях может поставить под угрозу вашу безопасность во время вождения. Другой вопрос – проверка уровня этих жидкостей. Каждый водитель должен уметь это делать сам и при необходимости добавлять нужное количество масла.
Зачем менять масло в двигателе
Масло должно смазывать. Правило «не смажешь – не поедешь» известно каждому. Однако вопрос смазки двигателя имеет так много аспектов, что иногда даже опытные механики теряются в нем.
На первый взгляд все кажется интуитивно понятно: при механическом взаимодействии деталей между ними возникает трение. Соседние поверхности цепляются друг за друга, потому что ни одна из них, даже самая отполированная, не является идеально гладкой. Трение вызывает локальное повышение температуры и отрыв частиц, изнашивая детали или царапая их. Смазка или масло предназначено для разделения взаимодействующих частей автомобиля, в данном случае двигателя.
На практике же все не так просто. В то время как смазка дверных петель или ключа в замке кажется очевидной, та же операция в двигателе или трансмиссии автомобиля, где есть огромные относительные скорости сопрягаемых поверхностей, высокое давление агрегата и высокие температуры, создает множество проблем. В шарнире или замке достаточно, чтобы смазка лишь частично разделяла трущиеся поверхности, и никто не требует, чтобы шарнирный штифт вообще никогда не касался своего гнезда. В случае с двигателем или трансмиссией автомобиля дело обстоит иначе. Поскольку силы и скорости велики, нельзя допускать контакта между нагруженными частями механизмов. Если это произойдет, то, при определенных условиях, критическая поломка будет делом нескольких секунд.
Для поддержания слоя масла между рабочими поверхностями можно использовать различные решения. Но в любом случае смазка должна иметь способность к образованию так называемой масляной пленки, которую нельзя вытолкнуть из пространства между трущимися поверхностями, несмотря на высокое давление и относительную скорость в этой точке.
Как часто менять масло
Масло снижает трение между движущимися частями, предотвращая их перегрев. Этот ключевой лубрикант также действует как теплообменник, благодаря чему мотор и коробка передач поддерживают оптимальную рабочую температуру. Любые недостатки масла могут привести к серьезным сбоям в работе силового агрегата, а в экстремальных ситуациях – к заклиниванию двигателя. Восстановление работоспособности приводного агрегата может обойтись автовладельцу в десятки и даже сотни тысяч рублей. Так как же защитить себя от экономической катастрофы?
Как часто менять моторное масло в автомобиле?
Еще в начале 1990-х годов рекомендовалось менять масло каждые 5000 километров. На это была одна простая причина – доступные в то время смазочные материалы были низкого качества и быстро теряли свои свойства. Сегодня такой интервал замены моторной жидкости используется в отношении скутеров, мотоциклов, а также автомобилей с высокими скоростными характеристиками и участвующих в соревнованиях по бездорожью.
В остальных же случаях все больше автопроизводителей начинают рекомендовать масла типа LongLife, мотивируя это тем, что интервал в 30-35 тысяч километров позволит снизить эксплуатационные расходы и уменьшить частоту визитов в сервис. Нефтехимические компании заявляют, что количество обогащающих присадок и формулы таких смазок настолько усовершенствованы, что автовладельцам бояться нечего. Однако во многих случаях жестокая реальность опровергает эти рекомендации.
Если автомобиль используется в основном на трассах с умеренными нагрузками, моторное масло типа LongLife действительно может себя зарекомендовать и не сказаться негативно на состоянии двигателя. Однако бывают ситуации, когда такое масло быстро приводит к выходу из строя движущихся частей силового агрегата. В свое время нашумевшей была история с двигателем 1.9 dCi от Renault, где производитель рекомендовал менять масло не реже одного раза в год и не позднее, чем через 30 000 км пробега.
К сожалению, оказалось, что такая практика приводит к повороту вкладышей головки шатуна уже через 100 000 километров пробега. Похожая судьба постигла и двигатель 1.5 dCi того же производителя. Автомобили, эксплуатируемые в коммерческих целях под «тяжелой» ногой наемного работника, требовали капитального ремонта после 50-80 тысяч км. Выходом из сложившейся ситуации стала замена масла каждые 8-12 тысяч километров.
Владельцы автомобилей VAG также должны проявить бдительность. Дизельные двигатели TDI, оснащенные насос-форсунками, плохо переносят отработанное масло. Замена масла каждые 10 тысяч километров поможет уберечь силовой агрегат от ускоренного износа. Лучше потратить около 10 тысяч рублей на замену масла и масляного фильтра, чем довести ситуацию до необходимости капитального ремонта двигателя.
Некоторые производители (Suzuki, Toyota) до сих пор «придерживаются» старых сроков замены моторной жидкости, то есть каждые 15 тысяч км. Такой интервал можно наблюдать, если автомобиль работает на синтетическом или полусинтетическом масле, но с преобладанием загородного использования автомобиля. Вот вам и ответ на частый вопрос, как часто менять синтетическое моторное масло?
Если двигатель имеет хорошую репутацию и не был затронут серьезными конструктивными ошибками, а машина эксплуатируется в городе (полусинтетика или минералка), стоит сократить расстояние между заменами масла до 10 000 км или менять его раз в год. Также следует соблюдать рекомендации производителя относительно класса качества и вязкости смазочного материала. Верхний предел рекомендуется для безнаддувных силовых агрегатов и тех, которые в основном используются для туристических поездок. Каждые 20 000 км пробега разрешается замена смазки в 6- и 8-цилиндровых моторах, где в системе содержится около 7-8 литров лубриканта.
Ручной коробке передач
Коробка передач, наряду с двигателем, является одной из самых важных частей автомобиля. Способ работы шестерен, а также их смазка имеют большое влияние на правильную работу трансмиссии. Именно замена технической жидкости в трансмиссии часто является предметом бурных дискуссий среди специалистов. Как часто вы меняете смазку в коробке передач и нужно ли вообще ее менять?
Трансмиссионное масло в механических коробках передач имеет комфортные условия работы по сравнению со смазкой в двигателе или автоматической коробке передач. Здесь лубрикант не контактирует с топливом или выхлопными газами. Однако в нем появляются металлические опилки.
Опилки возникают в процессе износа шестерен или неправильного переключения без сцепления. Хотя более крупные фракции улавливаются специальными магнитами, более мелкие остаются в системе.
Вместе с естественным процессом старения смазки ухудшаются ее параметры, в том числе вязкость. С возрастом оно окисляется, а значит, присадки теряют свои свойства.
Когда менять масло в коробке в МКПП? Несмотря на то, что дилеры считают замену жидкости в механической коробке передач ненужной тратой денег, несоблюдение этой процедуры сокращает срок службы коробки передач и может иметь серьезные последствия. Особенно, если водитель агрессивно водит автомобиль, часто ездит в городских условиях или буксирует прицепы. В таких случаях замена масла в МКПП даже обязательна и должна происходить каждые 80-100 тысяч км. Тем более что такая процедура не является особо затратной.
Автоматической коробке передач
Износ трансмиссионной смазки в АКПП происходит намного быстрее, чем в МКПП. Поэтому регулярная замена масла в автоматической коробке передач просто необходима. Фактически, жидкость внутри следует рассматривать как рабочую смазку, как и в случае со смазкой в двигателе. Когда менять масло в автоматической коробке?
Некоторые дилеры не рекомендуют менять смазывающую жидкость в АКПП, отмечая, что заводской смазки хватает на весь срок службы автомобиля. Они действительно правы, но при условии, что автомобиль проедет только 150-200 тысяч километров. С другой стороны, даже производители автоматических коробок передач считают замену масла необходимостью.
Это, конечно, не означает, что при достижении пробега 150-200 тысяч км. коробка передач развалится. Нет, но ее элементы будут
изнашиваться все быстрее и быстрее, пока наконец не перестанут выполнять свои функции. Необходимо учитывать также, что процесс старения смазки тем быстрее, чем больше оно подвергается тепловым нагрузкам.
Масло быстрее теряет свои параметры, включая плотность, вязкость, смазочные и моющие свойства, например, в результате движения на высоких скоростях, частого переключения передач или езды по пересеченной местности.
Периодичность замены смазки в коробках АКПП зависит от марки и модели автомобиля, а также типа самой коробки передач. Обычно первая замена технической жидкости в АКПП происходит каждые 60-120 тысяч км, следующие каждые 40-100 тыс. км.
Статическая и динамическая замена масла в АКПП
Масло в коробке передач АКПП можно менять статическим или динамическим методом. Первый основан на законе всемирного тяготения. После откручивания сливной пробки, старое масло сливается и заливается новое.
Проблема в том, что этот метод позволяет заменить только 40-60% масла, а остальное остается внутри системы, в трубках и в маслоохладителе. Смесь старого и нового масла также негативно скажется на его параметрах получившейся смазочной жидкости.
Единственно правильный метод – это динамическая замена масла, которая включает в себя подключение устройства для замены масла в контур смазки редуктора во время его работы. Затем масляный насос коробки передач выталкивает использованное масло, а вместо него впрыскивает новое.
При таком способе замены безопаснее всего использовать специализированное оборудование. Современные устройства не только исключают ошибки, допущенные пользователем, но и автоматически определяют направление потока масла и регулируют давление по параметрам трансмиссии.
Как самостоятельно определить, когда требуется замена моторного масла
Бывают ситуации, когда для собственной безопасности и комфорта следует немедленно заменить масло на новое. Это касается выхода из строя прокладки головки блока цилиндров, перегрева масла или капитального ремонта двигателя. Также не стоит верить на слово продавцу подержанной машины, а сразу после покупки заменить технические жидкости на свежие. Приобретая новую машину, механики рекомендуют первую замену моторного масла через 8-10 тысяч км пробега в связи с лучшей притиркой двигателя.
Что влияет на частоту смены
Хотите знать, как часто менять моторное масло в двигателе именно вашего автомобиля? Обратите внимание на ваш стиль езды, ведь на частоту замены технических жидкостей в автомобиле влияют условия его эксплуатации. В случае использования автомобиля на трассах или в городе при большой нагрузке, следует увеличить частоту замены моторной смазки до 8-12 тысяч километров. В частности, это относится к двигателям с турбонаддувом и двигателям, эксплуатируемым в основном в черте города на короткие расстояния. Также стоит не забывать проверять уровень масла в системе каждые 2-3 заправки. Все чаще встречаются ситуации, когда приводной агрегат расходует до литра моторного лубриканта на тысячу километров.
Что будет если масло не менять
Часто водитель не обращает внимания на рекомендации по замене технических жидкостей автомобиля и производит замену масел только тогда, когда заметил неисправность мотора или трансмиссии, например, проехав более 200 000 километров.
В таком случае нерадивому собственнику автомобиля грозит дорогостоящий капитальный ремонт двигателя или же полная его замена. В случае с АКПП, несвоевременно или неправильно проведенная замена масла не только не поможет, но и может нанести вред коробке передач. Поэтому обязательно прислушивайтесь к рекомендациям специалистов касательно того, на каком пробеге менять масло.
Нужно ли менять масло если автомобиль стоит
С годами качество моторного масла значительно улучшилось. Синтетические продукты успешно смазывают силовые агрегаты автомобилей Формулы 1, гоночных автомобилей и внедорожников, участвующих, например, в ралли «Дакар». Тем не менее с улучшением параметров смазочного материала, параллельно возрастает технический прогресс приводных агрегатов.
Эффективная работа сложных вспомогательных устройств, таких как турбокомпрессоры, работающие параллельно с компрессорами, подъемниками гидрораспределителей, вариаторами, кулачками распределительного вала или цепью привода ГРМ, во многом зависит от качества смазки. Его свойства ухудшаются прямо пропорционально его возрасту. Даже если автомобиль стоит в гараже, со временем исчезают улучшающие присадки и снижается эффективность технических жидкостей. Именно поэтому следует чаще менять масло в двигателе и коробке передач, причем на смазке экономить не стоит. Тем более, что в большинстве случаев замена масла обойдется на порядок дешевле ремонта автомобиля.
Добавить комментарий